«Национал-Большевистская Партия (НБП)»

Цель движения: смена нынешней власти с изменением строя и построением общества нового типа
Вождь: Эдуард Лимонов
Руководящий орган: Съезд, Политический Совет
Основание: 1 мая 1993 года
Официальная численность: более 22000 чел.
Региональная сеть: более 100 местных отделений
Структура: иерархическая
Базовые документы: Устав, Клятва
Девиз: «Россия — всё, остальное — ничто!»
Самопозиционирование: «Государственное насилие нас не пугает. Проблема НБП будет каждый день нарушать сон и покой Кремля. Существование НБП рано или поздно придется признать. НБП не уйдет с политической сцены, более того, она будет доминировать эту сцену. Конфронтация Кремля с НБП представляется мне символичной и чрезвычайно важной коллизией современной России. Здесь в чистом виде столкнулись творческое неповиновение масс и государственное насилие. Я не призываю это правительство и это государство сменить гнев на милость. Я не прошу у них справедливости. Я требую признания НБП государством в качестве равноправного субъекта политики. Мы имеем не меньше прав на то, чтобы конкурировать с другими политическими партиями, чем, скажем, "Единая Россия". Мы старше многих партий, мы есть. И мы будем
Пример риторики: «Что бы ни произошло со мной лично, Национал-Большевистская партия должна существовать. Она должна оставаться, как и прежде, авангардом Будущей Русской Революции, авангардом оппозиции. Нами, мною и первым поколением НБП задан трагический тон, не снижайте его, товарищи, не позвольте ему выродиться до пискляво-гитарных хохм псевдо-революционеров. Не позвольте трагике тюрем и мощных акций в Севастополе и Риге заглохнуть и превратиться в шелест страниц, переворачиваемых пикейными жилетами от революции, или в костлявый стук интернетовских клавиш. Идите дальше, за Ригу! Вы должны поднять наш трагический тон до могучего рева Победы. Ваш брат и Ваш Вождь, я приказываю Вам жить в дружбе, понимая что основная опасность — это раскол. Я приказываю Вам усилить партстроительство. Каждый руководитель региональной организации отныне обязан создать организацию в соседней области, если таковой еще нет, в соседнем городе. Я приказываю вам развивать тактику революционной борьбы в условиях полицейского государства. Думайте, и найдете дорогу.» (из письма Э. Лимонова из тюрьмы к партии)
Характерные акции:
Акция «Нашизм не пройдет» возле офиса «Наших» со сжиганием их флага (Тула, 27 июля 2005)
Акция протеста «Путин, уйди сам!» (транспарант на гостинице «Россия») (Москва, 04 мая 2005)
Акция 40 нацболов в приемной администрации президента (Москва, 14 декабря 2004)
Несанкционированный митинг против передачи территории Китаю (Комсомольск-на-Амуре, 30 октября 2004)
Медиа-влияние: наиболее узнаваемый стиль и самое заметное положение в СМИ среди
всех оппозиционных молодежных движений
Финансирование: продажа собственной прессы, взносы.
Материнская организация:
Сайт: http://nbp-info.ru
Контакты: www@nbp.nad.ru
Комментарий: Уникальность НБП заключается в том, что эта радикальная партия сумела, пребывая под тяжелейшим диффамационным прессом, аккумулировать молодежные протестные энергии, являясь при этом полностью автономным движением, со своей стилистикой, идеологией и героикой, избегающим самопозиционирования в качестве «молодежной» организации, «смены» или «кузницы».


«Молодежный Левый Фронт (МЛФ)»

Цель движения: смена нынешней власти с изменением государственного строя через революционные преобразования
Неформальный руководитель: Илья Пономарев
Временный руководящий орган: Организационный Комитет
Основание: 31 января 2004 года
Официальная численность: не имеет своего членства физических лиц
Региональная сеть: координирует около 30 регионов в рамках структур Фронта
Структура: сетевая
Базовые документы:
Девиз:
Самопозиционирование: «Это коалиция отдельных организаций. На конкретные акции людей выводят эти самые организации — под их собственными лозунгами. Коалиция была сделана для обеспечения единства действий. Принципиальное решение о неприятии концепции «молодежной политики». Задача — использовать молодежный протест для решения проблем, стоящих перед страной в целом
Пример риторики: «Мы считаем необходимым объединение всех левых сил. Мы выступаем за демократические свободы и против действий президента Путина, но считаем его антидемократические инициативы прямым следствием необходимости проводить неолиберальные реформы, против которых выступает подавляющее большинство населения. Именно экономические причины мы считаем первичными, поэтому блокирование с организациями, которые поддерживают экономические реформы нынешнего правительства РФ, мы считаем принципиально невозможным и контрпродуктивным для левого движения. Также мы считаем невозможным любые, в т.ч. тактические, союзы и коалиции с силами, которые выражают шовинистические, националистические, клерикальные взгляды, выступают за любые формы дискриминации, а также используют фашистскую символику в своих акциях. Что касается «оранжевой революции», то мы считаем политической ошибкой не только поддержку, но и оказание предпочтения одной из противостоящих друг другу сторон, т.к. обе они выражают интересы различных групп буржуазии. В то же время мы считаем неверным непринятие участия в любых формах массового протеста, в т.ч. тех, которые происходили в Киеве на Майдане. Левые должны использовать любую возможность для разъяснения своей позиции — и для борьбы за перехват лидирующих позиций, используя коммунистическую идеологию и опыт протестных действий.» (из статьи И. Пономарёва «Молодежный Левый Фронт: история и уроки», май 2005)
Характерные акции:
«Вся власть Советам!» (создание общероссийской сети Советов протестных действий, которые были бы независимыми от отдельных политических сил) (с мая 2005 года по России)
Перекрытие Ленинградского шоссе, проведенное активистами МЛФ (СКМ, «Социалистическое сопротивление», АКМ), совместно с РРП, РКСМ(б), РКРП-РПК и КПРФ (Солнечногорск, 09 января 2005)
Флэш-моб-акция «Вова, домой!» в рамках акции «Россия без Путина» (Санкт-Петербург, 28 февраля 2004)
Медиа-влияние: спорадическое внимание со стороны СМИ непосредственно в момент проведения громких уличных акций
Финансирование: бизнес, фонды (включая германские: фонд Фридриха Эберта и фонд Розы Люксембург), а также Институт проблем глобализации (Б. Кагарлицкий)
Материнская организация:
Сайт:
Контакты:
Комментарий: МЛФ позиционирует себя как объединенную идеологическую коалицию больших и малых левых молодежных организаций. В коалицию эту вошли СКМ (его численность формально составляет чуть ли не 80% всего ресурса МЛФ), АКМ, а также целый ряд мелких движений, вроде «Социалистического Сопротивления» и «Союза Советской Молодежи». Однако объективно усиление МЛФ ведет к выхолащиванию молодежного протестного ресурса КПРФ, изначально сосредоточенного в СКМ, и к уходу радикальных красных молодежных течений от возможной «национальной риторики» в сторону «троцкистско-антиглобалистской» тенденции, представленной Кагарлицким и Будрайтскисом.


«Авангард Красной Молодежи (АКМ)»

Цель движения: революционная смена нынешнего строя
Председатель: Сергей Удальцов
Руководящий орган: Съезд; Центральный Штаб
Основание: 4 мая 1999 года
Официальная численность: около 5000 чел.
Региональная сеть: более 25 региональных отделений
Структура: иерархическая
Базовый документ: Устав
Девиз: «Наша Родина — СССР!»
Самопозиционирование: «АКМ является самостоятельной всесоюзной коммунистической молодежной организацией. АКМ действует под политическим руководством Коммунистической партии Советского Союза. АКМ действует на всей территории Союза Советских Социалистических Республик
Пример риторики: «Я, Боец Авангарда Красной Молодёжи, признавая положения Устава организации, клянусь до последней капли крови сражаться за высокие коммунистические идеалы, бороться за восстановление моей великой Родины — Союза Советских Социалистических Республик, всеми силами приближать установление власти трудового народа! В эту минуту я чувствую единение со всеми бойцами Авангарда Красной Молодежи. Если же я нарушу эту Клятву, пусть меня настигнет гнев и презрение моих товарищей. Наша Родина — СССР! Будущее принадлежит нам!» (Клятва Бойца АКМ)
Характерные акции:
«Кремль взят!» Акция на Соборной площади Кремля (Москва, 31 мая 2005).
Столкновения с милицией на Тверской улице (Москва 09 мая 2005).
Перекрытие Невского проспекта (Санкт-Петербург, 09 апреля 2005).
Конфронтация с ОМОНом на Калужской площади (Москва, 12 февраля 2005).
Медиа-влияние: высокое в момент проведения радикальных акций
Финансирование:
Материнская организация: КПСС (О. Шенин)
Сайт: http://www.akm1917.org/
Контакты: 8 (926) 526-60-09,
(095) 921-84-60
Комментарий: Наряду с НБП, АКМ считается самой дерзкой и оттого наиболее раскрученной в СМИ радикальной группировкой в России — неслучайно они часто проводят совместные акции прямого действия. После раскола (осень 2003 года) и ухода нескольких соратников под крыло «Трудовой России» («АКМ-ТР»), именно удальцовский АКМ безоговорочно удерживает инициативу — как на «поле боя», так и в медиапространстве.


«Союз Коммунистической Молодежи (СКМ РФ)»

Общероссийская общественная организация
Цель движения: революционная смена нынешней власти с изменением государственного строя
П
ервый секретарь ЦК СКМ РФ: Юрий Афонин
Руководящий орган: Съезд, Центральный Комитет (50 чел.)
Основание: 29 мая 1999 года
Официальная численность: 28 тысяч чел.
Региональная сеть: 72 региональных организаций
Структура: иерархическая
Базовый документ: Устав и Программа СКМ
Девиз: «Россия! Молодость! Социализм!»
Самопозиционирование: «Мы считаем необходимым строить свою деятельность в тесном сотрудничестве с КПРФ, содействуя проведению ее политики в молодежной среде, привлекая в ее ряды новых сторонников, прежде всего из числа молодежи
Пример риторики: «Являясь молодежной коммунистическом организацией, СКМ РФ понимает коммунизм как определенный уровень развития человеческого общества, при котором научно-технический прогресс создает основу для реализации принципа «От каждого по способностям, каждому по потребностям», а культурный прогресс позволяет его осуществить. Коммунизм — это общество, где изжиты все формы эксплуатации: человека — человеком, человека — государством, природы — человеком. Коммунизм — это общество единого человечества, без войн, вражды и преступности, для которого нет иной истории, кроме как история культуры. Коммунизм — это общество, предполагающее свободный и творческий труд для всех его членов. Коммунизм — это общество реализованной справедливости
Характерные акции:
Акция «Похороны капитализма» (Сызрань, 28 июля 2005)
Комсомольский митинг у консульства США (Екатеринбург, 04 июля 2005)
Столкновения с милицией на Тверской улице у Белорусского вокзала (Москва, 09 мая 2005).
Участие в народных акциях протеста против монетизации (по всей России в январе-феврале 2005)
Медиа-влияние: при многократном превышении численности над АКМ, комсомольцы имеют едва ли не меньший рейтинг в СМИ
Финансирование: структуры, близкие к КПРФ
Материнская организация: КПРФ
Сайт: http://www.skm-rf.ru/
Контакты: skm-rf@mail.ru
Комментарий: Организационно — фактическая калька с ВЛКСМ времен позднего Советского Союза, но с двумя важными отличиями. Первое: резко усилена «улично-протестная» составляющая деятельности молодых коммунистов, которые воспринимаются наподобие «боевого крыла» респектабельной партии. Второе: СКМ не может считаться «кузницей кадров» для КПРФ, поскольку каналы вертикальной мобильности в этой системе «комсомол-партия» практически перекрыты.


«Революционный Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ(б))»

Цель движения: революционная смена нынешнего строя
Первый секретарь ЦК РКСМ(б): Вячеслав Сычев
Руководящий орган: Съезд, Центральный Комитет
Основание: 28 апреля 1996 года (общеросс. — с 5 июля 1997)
Официальная численность: около 100 чел.
Региональная сеть:
Структура: иерархическая
Базовый документ: Устав
Девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Самопозиционирование: «Объединяет прогрессивную рабочую, учащуюся молодежь для борьбы за победу коммунизма; является помощником и кузницей кадров для Российской коммунистической рабочей партии; идеологически опирается на научное и творческое применение марксизма, на исторический опыт мирового коммунистического движения (в особенности на большевистский)
Пример риторики: «Работать с собственным коллективом, агитировать тех людей, с которыми ты трудишься или учишься бок о бок изо дня в день, с которыми у тебя общие интересы, — вот верная дорога к тому, чтобы слиться с повседневной жизнью трудящихся масс. Это первый шаг к тому, чтобы затем организовать борьбу всего коллектива за свои права, чтобы качественно и количественно усиливать комсомольские и партийные организации. И на развёртывание такой работы должен быть переориентирован весь Революционный комсомол. Иначе, как сказано в августовских Тезисах ЦК РКСМ(б), нас ждёт политическая смерть и заслуженное забвение.»
Характерные акции:
Марксистские чтения (Орел, 31 июля — 03 августа 2005)
Бои с ОМОНом (Москва, Нижний Новгород, 09 мая 2005)
«Агитационные рейды» как агитация по сплочению населения в комитет спасения (Брянск, 12 июня 2005).
Срыв антикубинской акции «Радикальной партии» у посольства Кубы (Москва, 20 мая 2005).
Медиа-влияние: РКСМ(б) практические никогда не выделяется из общего фона сообщений об акциях прямого действия лево-радикальных организаций. Текстуальная риторика образца 1930 года не способствует пропаганде идеологии движения. Имеет свою газету «Бумбараш».
Финансирование: членские взносы
Материнская организация: РКРП-РПК (В. Тюлькин)
Сайт: http://rksmb.ru/
Контакты:
Комментарий: Наряду с НБП, движение имеет своих политзаключенных по «делу НРА»: это Надежда Ракс (9 лет лишения свободы) и Лариса Романова (5,5 лет). Вместе с АКМ-ТР фрондирует по отношению к МЛФ и удальцовскому АКМ.


«Хватит!»

Комитет Молодежи
Цель движения: мобилизация московской молодежи на уличные лево-оппозиционные акции
Координаторы
проекта: Петр Милосердов, Игорь Герасимов, Сергей Довгаль
Руководящий орган:
Основание: начало апреля 2005 года
Официальная численность:
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовый документ:
Девиз:
Самопозиционирование: «Мы — не партия и не стремимся ей стать. Мы, в принципе, готовы работать единой командой с представителями различных организаций. Наша инициатива — это организационный прикладной проект, направленный на достижение одной конкретной цели — создания на местах новых социальных институтов, которые повысят степень защищенности угнетенных слоев населения. То есть по возможности внести качественные изменения в «социальную ткань» прежде всего на низовом уровне общества
Пример риторики: «Мы предлагаем тебе принять участие в деятельности Комитета Молодежи "Хватит!", созданного при поддержке городского комитете КПРФ. Сегодня, в ситуации, когда власть не уверена в себе, когда она боится повторения "украинского сценария", при котором граждане отказались соглашаться с тем, что власть плюет на них, у нас есть шанс на победу. Мы, сегодня беремся привести в политику новое поколение, мы готовы открыть двери во власть для тысяч молодых людей. С нами ты сможешь сделать свою жизнь интересной, получить бесценный опыт, увидеть новые перспективы, стать лидером, за которым стоят верящие тебе люди. Мы готовы поддержать тебя, оказать организационную и методическую помощь, научить тебя профессии общественного лидера.» (из Интернет-пропаганды)
Характерные акции:
Серия агитационных пикетов у ВУЗов (Москва, 11 апреля 2005)
Участие в пикете студентов на Горбатом мосту (Москва, 12 апреля 2005)
Медиа-влияние: резко затухающий информслед
Финансирование: КПРФ
Материнская организация: поддержка со стороны МГК КПРФ
Сайт: http://www.hvatit.info/
Контакты: info@hvatit.info
Комментарий: Созданное при поддержке московского комитета КПРФ левое молодежное движение, эксплуатирующее «оранжевую» риторику, начиная с калькирования названия грузинской «Кмары». Страшилка для московских властей.


«Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ)»

Общероссийская общественная организация
Цель движения: влияние на власть «слева»
Первый секретарь ЦК РКСМ: Алексей Покатаев
Руководящий орган: Съезд, Центральный Комитет
Основание: 2 октября 1995 года
Официальная численность:
Региональная сеть:
Структура: иерархическая
Базовый документ:
Девиз: «Один Союз — одна Команда!!!»
Самопозиционирование:
Пример риторики: «Наша задача, — объяснить рабочему, что личная-то свобода есть у человека ВСЕГДА: его право что-то делать, либо не делать. А вот если он захочет, например, повысить свой культурный уровень, вылечить какое-нибудь застарелое заболевание, выучить своего ребёнка или, например, платить умеренную квартплату и получать услуги ЖЭКа в полном объёме, то тут-то ему и выйдет "опаньки". Почему? Да потому, что тут его желание и его свобода упрётся в выгоду капиталистов, которые не посмотрят на желания дяди Васи и наглядно дадут ему понять, что прав тот, у кого больше денег. А ещё — тут же — мы должны будем объяснить дяде Васе, что виноват в этом не отдельно взятый буржуй Иванов или Кацман, а виновата ВСЯ система капитализма. И единственный способ сделать так, чтобы желания дяди Васи принимались в расчёт раньше чьей-то выгоды, установить власть рабочих, диктатуру пролетариата. Которая одна только разрешит и устранит все противоречия капитализма. И будет счастье не одному только Иванову, Кацману или дяде Васе, а ВСЕМ без изъятия рабочим и их семьям
Характерные акции:
Медиа-влияние: практически утрачено
Финансирование:
Материнская организация: ВКПБ В. Тихонова (близкая к Г. Семигину)
Сайт: http://www.rksm.ru/
Контакты:
Комментарий: Смерть лидера РКСМ И. Малярова резко ослабила финансовые и организационные позиции его организации. В ноябре 2004 года, во время кризиса в коммунистическом движении, РКСМ стал молодежным крылом созданной при поддержке Г. Семигина Всероссийской Коммунистической партии будущего. Акции практически прекращены.


«Союз молодежи «За Родину!»

Цель движения: смена нынешней власти и существующего строя в рамках законных процедур
Руководитель: Сергей Шаргунов
Руководящий орган: временный оргкомитет
Основание: 9 июня 2004 года
Официальная численность: 3000 чел.
Региональная сеть: в стадии формирования (охвачено около 40 регионов)
Структура: иерархическая
Базовый документ: Манифест
Девиз: «Мы разгоним силы мрака! Утро! — Родина!! — Атака!!!»
Самопозиционирование: «На данный момент СМ является организационной ступенью к созданию полноценной Общероссийской Молодежной Общественной Организации.»
Пример риторики: «Воспитание молодых граждан России в духе постмодернистского anything goes, экзистенциалистского эгоизма, позитивистского конформизма и прагмативистского рвачества распространение убогого, примитивного рекламно-мифологического сознания, обрекает самих молодых людей на пожизненное товарное рабство, приспособленчество и психологическую отчужденность, а русский народ и страну на утрату собственной исторической судьбы и самостоятельного будущего. Единственным способом преодоления тяжелого духовного и экономического кризиса, способом изменения прочерченной неолиберальными кукловодами траектории регресса России является осознанная творческая бескомпромиссная борьба против тотальной коммерциализации человеческих отношений, борьба за право всех и каждого на гармоничное развитие. Одной из важнейших битв этой борьбы будет битва за молодежь! Проиграть ее значит потерять Родину!» (Из Манифеста)
Характерные акции:
Всероссийская акция против отмены военных кафедр (Москва, 23 июля 2005)
Театрализованное действо в защиту отечественного предпринимательства от оборзевшей бюрократии (Москва, 18 июля 2005)
Пикет «Тортом по рыжей морде» по случаю юбилея Анатолия Чубайса и против бесчеловечных реформ электроэнергетики (Москва, 16 июня 2005)
Совместная с КПРФ, «Молодежным «Яблоком» и НБП акция «Свободу заключенным!»
(Москва, 27 мая 2005)
Медиа-влияние: активный самопиар на фоне спорадического интереса ко «взрослой» «Родине» плюс внимание СМИ во время удачных акций
Финансирование: партийное
Материнская организация: партия «Родина»
Сайт: http://www.mrodina.su/
Контакты: (095) 221-15-15
Комментарий: Молодежная «Родина» обладает двумя особенностями. Первая: она смогла раскрутиться до приличного медиа-уровня (мало уступая МЛФ и «Обороне») еще до своего учредительного съезда, намеченного на осень 2005 года. И вторая: следуя в русле «взрослой» «Родины», шаргуновцы могут оказаться едва ли не единственным молодежным политическим движением, осваивающим лозунги подъема национального самосознания русского народа.


«Молодежное Русское Общественное Движение (МРОД)»

Цель движения: защита прав русского народа и российских граждан
Президент: Вячеслав Макаров
Руководящий орган: Координационный комитет
Основание: июнь 2005 года
Официальная численность: около 30 активистов
Региональная сеть: московское и питерское отделения
Структура: сетевая
Базовый документ: Декларация о намерениях РОДа
Девиз: «Русские своих в беде не бросают!»
Самопозиционирование: «Мы можем и должны вывести тему русофобии в информационное поле и сделать ее предметом обсуждения. Мы можем и должны защищать честь и достоинство русских, которых едва ли не ежедневно поливают грязью с газетных и журнальных страниц. Мы можем и должны обращать внимание общества и государства на дискриминацию, преследования, насилие, совершаемое по отношению к русским людям.» (РОД)
Пример риторики: «Оскорбления и поношения России и русских в средствах массовой информации, а также реальная дискриминация русских на самых различных уровнях (начиная с законодательства РФ) стали настолько привычны, что уже не замечаются. На протяжении как минимум двадцати лет в научных изданиях, в художественных произведениях, в журналистике, в литературной критике и т. п. воспроизводятся расхожие лживые формулы о «вечном русском рабстве», «холопском менталитете», «отсталости», «нечистоплотности», «жестокости», «лени», «алкоголизме», «шовинизме», «ксенофобии» и прочих дурных качествах, якобы присущих русским как нации. Причем эти качества подаются как изначальные, сопутствующие русскому народу на всем протяжении его истории и, следовательно, врожденные и неуничтожимые. Широчайшая пропаганда русофобии, не встречающая никакого организованного сопротивления, оскорбляет чувства русских граждан РФ, наносит им тяжелейший моральный ущерб, травмирует психику, внушает чувство неполноценности, заниженное представление о своих способностях и возможностях и неприятие собственной этно-национальной идентичности, – и, конечно, разжигает межнациональную рознь. Кроме того, широкая и легальная пропаганда русофобии поощряет и оправдывает фактическую дискриминацию русских в России и за её пределами, оправдывает угнетение и насилие по отношению к русским, делает их беззащитными, наконец, отнимает у них последнее право жертвы – право на сочувствие и понимание. Но мы можем переломить ситуацию.» (РОД)
Характерные акции: акции «взрослого» РОДа
Медиа-влияние: в информполе МРОД пока неотделим от материнской организации
Финансирование: отсутствует
Материнская организация: Русское Общественное Движение (РОД)
Сайт: http://www.livejournal.com/community/rf2/
Контакты: в ЖЖ-комьюнити rf2
Комментарий: Не ставя под сомнение благородные цели РОДа, следует отметить отсутствие (на сегодняшний день, по крайней мере) каких бы то ни было веских причин и поводов для организации ее молодежного крыла.


«Наши»

Молодежное демократическое антифашистское движение
Цель движения: насильственное сохранение нынешнего строя с мягкой заменой правящей элиты
Федеральный комиссар: Василий Якеменко
Руководящий орган: Федеральный совет (5 комиссаров)
Основание: 15 апреля 2005 года
Официальная численность: более 3000 комиссаров; участие в акциях до 200.000 чел.
Региональная сеть: около 30 отделений по России; бурное оргстроительство
Структура: иерархическая
Базовый документ: «Манифест движения»
Девиз: «Свобода и справедливость!»
Самопозиционирование: «Наши» — это система подготовки управленцев-профессионалов взамен существующей правящей элите». Декларируется оппозиционность как в отношении «оранжевых» и «фашистских» организаций, так и в отношении «нерадивой зажравшейся бюрократии».
Пример риторики: «История — это смена поколений. У каждого поколения есть шанс уйти незамеченным или изменить мир. Сегодня у нас, поколения молодых россиян, есть такой выбор. Мы — те, кто верит в будущее России и считает, что ее судьба в наших руках. Мы — молодежное движение «НАШИ». Мы предлагаем тебе присоединиться к мегапроекту нашего поколения, мегапроекту «Россия». Мировое развитие — это конкуренция народов… Постоянное обновление (модернизация) — пропуск в будущее. Тот, кто останавливается на достигнутом, отстает и сходит с дистанции мировой истории. В этом, собственно, суть демократии как общественного строя конкуренции во всем… Ты — либо лидер, либо ведомый, либо жертва. В какой категории окажется Россия, зависит сегодня от выбора нашего поколения. Тебе предстоит либо принять вызов глобального мира, либо уклониться от него. Мы те, кто принимает этот вызов и верит в собственные силы. Наша цель — сделать Россию глобальным лидером ХХI века. Лидерство России мы понимаем не как ее военно-политическое доминирование над другими странами и народами, а как влияние России в мире, основанное на привлекательности российской культуры, образа жизни, политического, экономического и социального устройства.» (из Манифеста движения)
Характерные акции:
Встреча с президентом Путиным (Завидово, 26 июля 2005)
Всероссийский слет комиссаров и сторонников «Селигер-2005» (июль 2005)
Открытие в Чечне «центров гражданского общества», построенных комиссарами (Грозный, 30 июня 2005)
Присяга верности Родине ветеранам Великой Отечественной войны (Волгоград, Тверь, 4-5 июня 2005)
Акция «Наша победа» (участвовало 60 тысяч чел.) (Москва, 15 мая 2005)
Медиа-влияние: массированное, государственный пиар, пристальное внимание СМИ независимо от
направленности
Финансирование: крупный бизнес
Материнская организация:
Сайт: http://www.nashi.su/
Контакты: (095) 953-73-25 (с 11.00 до 21.00)
Комментарий: Гигантомания акций, агрессивность в отношении политических оппонентов и показное покровительство со стороны Кремля привлекло к «Нашим» пристальное внимание как СМИ, так и прочих сегментов российского политического пирога. Представляет значительный интерес как пример впечатляющего оргстроительства массового молодежного движения.


«Молодежное единство»

Общероссийская общественная организация
Цель движения: сохранение нынешней власти с вхождением в правящую элиту
Лидер: Александра Буратаева
Руководящий орган: Центральный Координационный Совет (несколько десятков человек)
Основание: 9 сентября 2000 года
Официальная численность: 70.000 человек
Региональная сеть: 89 региональных отделений
Структура: иерархическая
Базовый документ: Устав
Девиз: «Нам продолжать историю России!»
Самопозиционирование: «Стать настоящей молодой силой, на которую могло бы опираться государство, мог надеяться наш российский Президент». Декларируемая ниша — «резерв Ставки» и подготовка кадров для нынешней элиты.
Пример риторики: «Нам, молодым, продолжать историю России. Именно наша молодая энергия, находчивость и задор сейчас очень нужны стране. Хватит быть равнодушным, хватит надеяться только на взрослых, хватит ждать красивой жизни как манны небесной. Пришла пора нам, молодым, показать на что мы способны… «Молодёжное Единство» поможет тебе добиваться успехов в самых разных сферах — экономической, политической, гуманитарной, культурной. Главное условие — быть неравнодушным, активно принимать участие в наших акциях, не словом, а делом — конкретным полезным делом — помогать своей школе, улице, селу, своему родному городу.» (из приветствия А. Буратаевой)
Характерные акции:
«Этот день мы приближали, как могли» (Тверская область, 9 мая 2005)
«День Святого Валентина» (Кемеровская область, 14 февраля 2005)
«Политике Президента — Да!» в поддержку монетизации (Челябинская область, 11 февраля 2005)
Медиа-влияние: Мизерное. Внимание СМИ резко снижено не позднее середины 2004 года.
Финансирование: партийное
Материнская организация: партия «Единая Россия»
Сайт: http://www.moledin.ru/
Контакты: (095) 786-86-62
Комментарий: Проект минимизирован с учреждением «Идущих вместе» уже в 2001 году и фактически заброшен после раскрутки «Наших». Рассматривается «Единой Россией» и региональной властью как «принудительно-поощрительный» инструмент по созданию массовости на культурно-политических мероприятиях.


«Идущие Вместе»

Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи
Цель движения: упрочнение существующей власти с подготовкой «правильных кадров» для правящей элиты
Лидер: Павел Тараканов
Руководящий орган:
Основание: 13 июля 2001 года
Официальная численность: 100.000 человек
Региональная сеть: Москва + 19 филиалов по России
Структура: иерархическая
Базовый документ: «Моральный кодекс»
Девиз: «Будь лучше!»
Самопозиционирование: «Использовать свое членство в организации и возможности, предоставляемые этим членством, не только (и не столько) для проведения свободного времени, сколько как возможность стать лучше, ограничить или преодолеть, с одной стороны, отрицательные качества, а с другой стороны — применить и реализовать свои способности и таланты.» Аналог «скаутовской» организации, «изменяющей человека к лучшему».
Пример риторики: «Помни, если ты скажешь кому-нибудь, что у тебя нет времени, чтобы прочитать книгу, или выполнить другой пункт Культурного ценза — Мы не поверим тебе. Тебе придется записывать все свои дела в течение недели, чтобы убедить нас в своей правоте. Помни — в организации верят на слово. Помни, организация не бездонная денежная бочка, иногда тебе придется потрясти родителей, как грушу, чтобы они дали тебе денег на поездку в тот или иной город. Мы проследим, чтобы ты не потратил их на пиво. Помни, тебе никто, ничего не должен, все, что ты делаешь в организации — ты делаешь для себя, для своей страны. В организации ты станешь лучше, умнее, быстрее, ответственней и сильнее — эти качества будут верой и правдой служить тебе до самой смерти и их никто у тебя не отнимет, они всегда будут с тобой.» (из «Памятки идущего»)
Характерные акции:
Траурная акция у посольства Великобритании (Москва, 15 июля 2005)
Пикет на площади перед Большим театром против творчества В. Сорокина (Москва, 23 марта 2005)
Медиа-влияние: минимальное
Финансирование: ряд крупных компаний и банков
Материнская организация:
Сайт: http://www.idushie.ru/
Контакты: (095) 916-67-34
Комментарий: С уходом В. Якеменко и созданием «Наших» проект «Идущих вместе» резко покинул российское информационное пространство. Его бесперспективность осознавалась уже в начале 2005 года, когда прокремлевские «Идущие» ничего не смогли противопоставить массовым акциям протеста против монетизации. К этому времени их лобовые «хунвейбиновые» акции, вроде аутодафе над книгами В. Сорокина, привели к демонизации движения («Идущие на х.») в глазах политически активного сегмента населения страны.


«Российский Союз Молодежи (РСМ)»

Общероссийская общественная организация
Цель движения: играть роль ВЛКСМ в нынешней России
П
ервый секретарь: Олег Рожнов
Руководящий орган: Центральный Комитет
Основание: 31 мая 1990 года
Официальная численность: 200 тысяч чел.
Региональная сеть: 75 территориальных организаций
Структура: иерархическая
Базовый документ: Устав, Программа
Девиз: «Россию строить молодым!»
Самопозиционирование: «Мы вообще неполитическая организация — мы занимаемся программами для молодежи, помогаем молодому человеку найти себя в жизни.» (из интервью О. Рожнова газете «Акция»)
Пример риторики: «В последнее время много и на разных уровнях говорится о том, что россияне утратили так называемую национальную идею. Все более глубокой эрозии подвергаются такие понятия и ценности, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, честь, долг, достоинство. Российский Союз Молодежи не может стоять в стороне от проблем патриотического воспитания молодежи. Целый комплекс программ РСМ направлен на развитие личности молодого россиянина как гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы в любой сфере жизни общества. Развитие программы осуществляется через проведение местных, региональных, межрегиональных мероприятий, общероссийских акций и методологическую и информационную поддержку территориальных организаций РСМ. Цель программы - развитие у молодежи чувства гражданственности, патриотизма как важнейших нравственных и социальных ценностей, верности конституционному долгу, ответственности и дисциплинированности.» (из описания программы РСМ «Патриот и гражданин»)
Характерные акции:
Межрегиональный фестиваль работающей молодёжи «Рязанский валенок» (Рязань, февраль 2005)
Всероссийская акция «Мы — граждане России!» (70 субъектов РФ, 50 тыс. чел., май 2005)
Медиа-влияние: минимальное
Финансирование:
Материнская организация:
Сайт: http://www.ruy.ru/
Контакты: (095) 206-8152
Комментарий: Стиль позднего комсомола двадцать лет спустя. Прокремлевский РСМ считает себя правопреемником ВЛКСМ — уже это отдает некоторой неадекватностью.


«Россия Молодая»

Молодежное движение
Цель движения: сохранение нынешней власти и политико-экономического курса
Неформальный лидер: Максим Мищенко
Руководящий орган:
Основание: 26 апреля 2005 года
Официальная численность: 600 чел.
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовый документ: Манифест
Девиз: «Здравомыслящая молодежь России должна объединиться!»
Самопозиционирование: «Мы, представители студенческих активов МГТУ им Н. Э. Баумана, создали движение «Россия Молодая», чтобы объединить здравомыслящую молодежь, которая любит свою страну и принимает на себя ответственность за ее будущее
Пример риторики: «Мы считаем, что стране необходима объединяющая идея — рывок вперед. Используя новейшие достижения науки, техники и общественной мысли, наша страна должна преодолеть внутреннюю стагнацию и занять подобающее ей место среди великих держав мира. Основой любого сильного государства является гражданское общество, строить которое надо снизу — от общественных организаций и органов местного самоуправления. Вместо юношеского нигилизма и пустой критики власти мы предлагаем здравомыслящей молодежи с активной жизненной позицией начать действовать с себя, своего подъезда, дома, района. Это наш путь. Россия — многонациональная страна. Это накладывает ответственность на каждого из нас. Потому что, мы живем в одной стране и представляем собой единый российский народ. Только вместе мы можем защитить свою Родину от западной экспансии, терроризма и коррупции!» (Из Манифеста)
Характерные акции:
Автопробег Москва-Владивосток-Москва (август 2005 г)
Праздничный концерт ко Дню России (Москва, 11 июня 2005)
Медиа-влияние: минимальное
Финансирование: средства студенческих отрядов, российские бизнес-спонсоры
Материнская организация:
Сайт: http://www.rumol.ru/
Контакты: (095) 782-89-81
Комментарий: Паллиатив а-ля «Молодежное Единство», созданный, видимо, для освоения средств из бюджетных молодежных программ.


«Всеобщая Альтерглобалистская Лига (ВАЛ)»

Молодежное патриотическое альтерглобалистское движение
Цель движения: аккумулирование энергий студенческой молодежи под лозунгом «защитим Президента от оранжевой чумы!»
Неформальные лидеры: Максим Хрустов, Алексей Еремин
Руководящий орган:
Основание: май 2005 года
Официальная численность: 2000 сторонников
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовые документы: Манифест
Девиз: «Просвещенный человек — Великая страна — Многообразный мир!»
Самопозиционирование: «Мы — образованная и получающая образование российская молодежь. Мы — общественное Движение. Наше главное отличие от других патриотических и псевдопатриотических молодежных Движений и организаций — поиск и предложение приемлемых для России путей альтернативной глобализации. Для нас Россия — не просто Родина, мы верим и знаем о ее особом предназначении в судьбе мира
Пример риторики: «Настало время выстроить неприступный «ВАЛ», который защитит наш народ от попыток подрыва доверия к власти и государству, навязывания норм западной морали. Святое дело Движения — возрождение России, защита ее места в мире как великой державы, несущей человечеству идеалы объединения, духовности, справедливости, обеспечение преемственности поколений, возрождение национально-исторической и культурной традиции, ее ценностей, сохранение и развитие отечественной культуры, национальной идентичности и национального самосознания, национальной гордости нашего народа.» (Из Манифеста)
Характерные акции:
Опрос рекламодателей газеты «Московский Комсомолец» после ревизионистской статьи А. Минкина (Москва, конец июня 2005)
Концертная акция «Россия, мы с тобой!» (Москва, 13 июня 2005, 2000 чел. в футболках с символикой ВАЛа)
Медиа-влияние: низкое; «обязаловка» для прокремлевских СМИ в момент акций
Финансирование: крупный и средний бизнес
Материнская организация:
Сайт: http://www.val-info.ru/
Контакты: (095) 734-04-50
Комментарий: Очередной, в духе «России Молодой», околокремлевский проект «патриотической молодежи» под триколорами, славящей «сильную путинскую власть» под сдержанную антиглобалистскую риторику.


«Евразийский союз молодежи (опричники)»

Цель движения: противостояние «оранживым» и мондиалистам и сохранение нынешней власти с агитацией элиты в духе идей «евразийства» и «новой империи»
Лидеры: Павел Зарифуллин, Валерий Коровин, Юрий Горский
Руководящий орган: Сетевая ставка
Основание: 26 февраля 2005 года
Официальная численность: 25.000 чел.
Региональная сеть: более 40 региональных отделений по России + отделения на Украине, в Молдавии и Латвии
Структура: сетевая
Базовые документы: Программа ЕСМ и Катехизис члена ЕСМ
Девиз: «Евразия превыше всего!»
Самопозиционирование: «Опричнина Ивана Грозного боролась с врагами внутри страны. Наше движение создается как симметричный ответ для защиты государственности, в том числе и на улицах в 2007-2008 гг.»
Пример риторики: «Ты должен быть господином. Ты должен быть красивым, гордым, умным и смелым. Ты рожден править Евразией. Ты свободен. Вставай и властвуй! Ты не должен быть прислугой, лакеем, рабом. Ты не должен быть уродцем, размазней, тупицей и трусом. Никто не может сломить твою волю. Не спи и не гни спину… Наша цель — абсолютная власть. Мы Союз Господ, новых повелителей Евразии. Мы утвердим свою волю суверенно, непоколебимо, безотзывно. Господство начинается с себя, потом переходит на ближних, потом на дальних, и так — кругами — все шире и шире, пока не дойдет до морских границ континента. Мы евразийцы именно поэтому: наша воля опрокидывает границы, она заведомо шире, чем отведено, позволено, отмерено, допущено.» (Из Катехизиса члена ЕСМ)
Характерные акции:
Пикет у посольства Украины с требованием отставки Ющенко и вхождения Украины в состав США в качестве 52-го штата. (Москва, 14 августа 2005).
Проникновение в здание кабинета министров Украины (Киев, 04 августа 2005)
Срыв митинга антирахимовской оппозиции (Уфа, 01 мая 2005)
Медиа-влияние: повышается в момент акций; самая необычная среди молодежных течений лексика привлекает внимание.
Финансирование: партийное
Материнская организация: Международное «Евразийское движение» (А. Дугин)
Сайт: http://www.rossia3.ru/
Контакты: (095) 256-05-27
Комментарий: ЕСМ не позиционирует себя в качестве самостоятельного движения в отрыве от «материнской» организации, являющейся антиреволюционным проектом, связанным с Кремлем.


«Молодежный центр ЛДПР»

Цель движения: сохранение нынешней власти, отпор левым и «оранжевым»
Глава: Игорь Павлов
Руководящий орган:
Основание: акции с февраля 2004 года
Официальная численность:
Региональная сеть: совпадает с сетью ЛДПР
Структура: иерархическая
Базовые документы:
Девиз: «Молодежь — против революций!»
Самопозиционирование: «Если Вы хотите жить более интересно и насыщенно, а также принять активное участие в строительстве своего будущего и будущего своей страны, присоединяйтесь к нам!»
Пример риторики: «Молодые россияне, я обращаюсь к вам. Я хочу видеть ваш гордый взгляд. Неужели же мы допустим, чтобы сегодня разбили нас изнутри, чтобы Россию погубил международный терроризм? Нет. Мы можем и должны спасти Россию. Мы зовем вас в ряды нашей партии, потому что только молодой состав партии придаст ей динамику, волю. Вступайте в члены Либерально-демократической партии России. Вы будете вместе с нами в самом тесном контакте добиваться включения во все выборные органы — местные, региональные, верховные — членов ЛДПР, молодых, активных членов нашей с вами партии. Мы будем управлять страной сами, без “помощи” извне, без “благих советов” зарубежных друзей. Успех ЛДПР зависит от вашей активности, от вашей организованности и решительности, от ваших энергичных действий.» (из Обращения В. Жириновского к молодежи России)
Характерные акции:
Бизнес–проект по превращению мемориального комплекса «Мавзолей Ленина» в ночной клуб для молодежи (Москва, 21 апреля 2005)
Круглый стол в Госдуме «Без права самообороны?» в защиту А. Иванниковой (Москва, 09 июня 2005)
Круглый стол в Госдуме «Религиозное образование в школах: необходимо или бессмысленно?» с поддержкой внедрения курса «Основ Православной культуры». (Москва, 23 мая 2005).
Медиа-влияние: ничтожное
Финансирование: партийное
Материнская организация: ЛДПР
Сайт: http://mc.ldpr.ru/
Контакты: (095) 923-63-70
Комментарий: Виртуальная молодежная организация в рамках проекта «ЛДПР». «Уличная гвардия» В. Жириновского. Платные акции.


«Оборона»

Молодежное общественное движение
Цель движения: смена нынешней властной элиты через «бархатную» революцию
Неформальный лидер: Илья Яшин
Руководящий орган: Координационный Совет (15 чел.)
Основание: 12 марта 2005 года
Официальная численность: около 2500 чел.
Региональная сеть: Москва + 17 региональных представительств
Стр
уктура: сетевая. Коалиция из нескольких либеральных организаций с собственным членством
Базовый документ: «Декларация движения»
Девиз: «Долой власть чекистов!»
Самопозиционирование: «Это гражданское движение, которое отстаивает систему демократических ценностей и идеалы свободы»
Пример риторики: «Мы, молодые граждане России, объединяясь в движение «Оборона», объявляем о создании молодежной демократической оппозиции режиму Владимира Путина и об организации гражданского сопротивления системе полицейского авторитаризма, сложившейся в современной России… Мы готовы противопоставить полицейской системе путинского авторитаризма и власти коррумпированных чиновников свою гражданскую позицию, стремление бороться за свою свободу и готовность выйти на улицу. Мы объявляем о намерении начать широкую общественную дискуссию о будущем России, о намерении организовывать акции гражданского неповиновения и прямого давления на власть, о намерении сменить политический режим РФ любыми законными средствами. Мы не боимся конфронтации с властью. Наши отцы дали нам право голоса, и будет очень сложно заставить нас замолчать.» (из «Декларации движения»)
Характерные акции:
Проникновение «десанта» в лагерь «Наших» (Селигер, 12 июля 2005)
Пикет «Я свободен: я забыл, что значит страх!» (в поддержку Ходорковского) (Москва, 12 июня 2005)
Участие в акции белорусской оппозиции «Чернобыльский шлях» (Минск, 26 апреля 2005)
Митинг протеста «Хватит Путина!»
(Москва 03 апреля 2005)
Медиа-влияние: активный самопиар. Внимание Интернет-СМИ разного толка.
Финансирование: партийные и бизнес-структуры
Материнские организации: «Яблоко», СПС
Сайт: http://www.oborona.org/
Контакты: (095) 291-77-18
Комментарий: Является тактической коалицией молодежных организаций либерального направления, созданная для консолидации их слабых и разрозненных усилий на «уличных акциях». Работает на «общий пиар» «материнских» партий. Не претендует на превращение в самостоятельную партийно-идеологическую структуру. Помимо молодежного «Яблока», являющегося костяком «Обороны», в последнюю входит «Молодежный СПС», а также малочисленные организации «Идущие без Путина», «Наш выбор», «Коллективное действие» и др.


«Молодежное «Яблоко»

Молодёжное крыло политической партии «Российская демократическая партия Яблоко»
Цель движения: смена нынешней власти и политико-экономического курса через законные процедуры
Сопредседатели: Александр Шуршев (Санкт-Петербург), Илья Яшин (Москва) и Павел Кравцов (Самара)
Руководящий орган: Федеральный совет (10 чел.)
Структура: иерархическая
Основание: май 2005 года (общеросс. орг-ция); городские орг-ции существуют с 1994-95 гг.
Официальная численность: 2000 чел.
Региональная сеть: 35 региональных отделений
Базовый документ: Устав
Девиз:
Самопозиционирование:
Пример риторики: «Мы, среднеуральская молодежь, объединились в «Молодежный союз «Яблоко» Свердловской области», для того, чтобы защищать свои взгляды и права и строить то государство, в котором нам было бы не стыдно жить. Не только нам, но и тем поколениям, которые будут после нас, предстоит сделать эту страну человечней, и необходимо начинать уже сейчас, пока еще не поздно. Мы являемся полноправными гражданами нашей страны, поэтому нам совершенно не безразлична ее судьба. Мы не марионетки в чьих-то ловких руках, а люди, способные сами сделать свой выбор, и мы его сделали. Мы поколение «Я» — поколение тех, кто сможет вывести Россию на ее законное место в мировом сообществе, достойное этой великой страны.» (из Манифеста молодёжного союза «Яблоко» Свердловской области)
Характерные акции:
Акция у здания ФСБ (атака мемориальной доски Ю. Андропова) (Москва, 27 июля 2004)
Совместные акции в рамках «Обороны»
Медиа-влияние: сниженное после учреждения «Обороны»
Финансирование: партийное
Материнская организация: партия «Яблоко»
Сайты: http://www.youth.yabloko.ru/ (питерское «МЯ»: http://www.ms.yabloko.ru)
Контакты: (095) 291-77-18
Комментарий:
Долгое время «Молодежное «Яблоко» существовало в рамках отдельных организаций в Москве и Питере. Гигантская аномалия московского информационного поля способствовала гипертрофированию роли московского «МЯ» и ее лидера И. Яшина, которого даже сегодня считают единоличным общероссийским лидером молодых яблочников (как, впрочем, и «Обороны»). Создание «Обороны», однако, привело к размыванию медиа-образа «МЯ» и угрожает потерей влияния на него со стороны материнской организации Г. Явлинского.


«Молодежный Союз Правых Сил (МСПС)»

Цель движения:
Председатель комиссии: Андрей Вульф (Иван Антонов и Олег Козловский — председатели Московского РО МСПС)
Руководящий орган: молодежная комиссия Федерального политсовета (14 чел.)
Основание: Московский МСПС создан в 2001 году
Официальная численность: 3000 чел.
Региональная сеть: отделения в 50 городах РФ
Структура: иерархическая
Базовый документ: Декларация
Девиз:
Самопозиционирование:
Пример риторики: «Нынешняя молодежь подает достаточные надежды на успех российских реформ, создание процветающей, свободной, великой России. У молодежи в целом нет комплекса социального иждивенчества. Молодые надеются на себя, а не на "доброе" государство, которое якобы может сверху всех облагодетельствовать. Их инициатива, дерзость, предприимчивость несут колоссальный положительный заряд. Однако вместе с тем молодежь является и социально слабой группой. Существует дискриминация и на работе, и в повседневной жизни - дискриминация по возрастному признаку. Насильственный призыв в армию вырывает из общества молодежь, желающую проявить себя в гражданской деятельности. Низкая правовая культура сотрудников силовых структур делает возможным произвольное преследование молодых людей ради выполнения спущенных сверху планов.» (из Декларации)
Характерные акции:
Участие в акции белорусской оппозиции «Чернобыльский шлях» (МСПС явился инициатором поездки молодых либералов из России) (Минск, апрель 2005)
Медиа-влияние:
Финансирование: партийное
Материнская организация: СПС
Сайт: http://www.mmsps.ru, http://www.sps.ru/?id=653
Контакты: (095) 290-61-55
Комментарий: Общероссийская организация только формируется и пока существует в виде отдельных региональных образований. Соответственно, общероссийского лидера пока нет: его выберут в октябре, на II Молодежном совете СПС. Тогда же будет избрано новое руководство и новый состав комиссии.


«Идущие без Путина»

Молодёжное движение
Цель движения: смена нынешней власти через «бархатную» революцию
Руководители: Михаил Обозов (Санкт-Петербург)
Руководящий орган:
Основание: 5 января 2005 года (Санкт-Петербург)
Официальная численность:
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовый документ: Манифест
Девиз: «Освободи Россию от Пут!»
Самопозиционирование:
Пример риторики: «Мы свободные люди, мы хотим жить в свободной стране. Нам не нужна революция, мы против крови и насилия. У нас нет времени на игры в политику — ложь и лицемерие не для нас. Мы хотим быть образованными людьми, а не рабами армейского произвола. Мы хотим получать достоверную информацию, а не пропаганду государственных пиарщиков. Нам не нужны цари и вожди — мы сами определяем свою судьбу. Мы не подавляем насилие, мы отказываемся от него.» (из Манифеста)
Характерные акции:
Выступления против монетизации льгот (Санкт-Петербург, январь 2005)
Совместные акции в рамках «Обороны»
Медиа-влияние: диссоциация в «Обороне»
Финансирование:
Материнская организация:
Сайт: http://www.noputin.com/
Контакты:
Комментарий: Виртуальное движение, поймавшее момент падения президентского рейтинга в начале 2005 года и пользующееся благосклонностью либеральных СМИ. Фактическое слияние в рамках «Обороны» с другими молодежными организациями ставит крест на собственной стратегии поведения.


«Я думаю»

Независимая ассоциация студентов
Цель движения: пропаганда либерального политического компонента среди студенчества
Руководитель:
Руководящий орган:
Основание: 13 марта 2004 года
Официальная численность: около 60 чел.
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовый документ: Манифест
Девиз: «Я думаю, следовательно, я существую»
Самопозиционирование: «Это свободная ассоциация учащихся ВУЗов Москвы, ставящая своей целью развитие и поддержание системы сдержек и противовесов в обществе
Пример риторики: «В последнее время наметилась кажущаяся нам опасной тенденция к росту политической индифферентности в обществе. Отчасти в этом виновата власть, создавшая условия, в которых чрезвычайно трудно даже зародиться, а зародившись — функционировать реальной оппозиции. Но наше глубокое убеждение заключается в том, что, если ты не доверяешь существующей власти, то просто не доверять ей и просто быть с ней несогласным недостаточно. Необходимо активно выражать это недоверие и несогласие и стремиться изменить систему власти таким образом, чтобы ей можно было доверять.» (из Декларации)
Характерные акции:
Проведение студенческих семинаров «Vстреча» (с Ю. Латыниной, Б. Немцовым, А. Чадаевым).
Акция «Студентам Грозного» (сбор учебников) (Москва-Воронеж)
Cтуденческая акция «Зеленое письмо» (против отмены отсрочек от армии) (Москва-Воронеж, 19 мая 2005).
Создание молодежного аналитического журнала «Игры разума» (http://igryrazuma.ru/)
Медиа-влияние:
Финансирование: самостоятельное
Материнская организация:
Сайт: http://www.yadumayu.ru/
Контакты: info@yadumayu.ru
Комментарий: Во многом виртуальный «клуб по интересам», «озвученный» в СМИ лишь в момент создания «Обороны».


«МЫ»

Российское демократическое движение
Цель движения: пропаганда идей «бархатной» революции не выходя за рамки правового поля
Председатель: Роман Доброхотов
Руководящий орган: Центральный совет
Основание: 11 июня 2005 года
Официальная численность: 100—150 чел.
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовые документы: Устав, Программа, Манифест
Девиз:
Самопозиционирование: «МЫ» объединяет всех, кому небезразлично будущее своей страны. Мы разные — кто-то из нас организует научные конференции, кто-то отстаивает свои права и свободы на митингах и пикетах, кто-то участвует и в том и в другом — но все мы свободные, независимо мыслящие люди, основа будущего гражданского общества нашей страны
Пример риторики: «МЫ — свободные люди в несвободной стране. Правовое государство — вот главное условие для развития России и МЫ будем делать всё, чтобы права и свободы наших сограждан стали первым приоритетом российской политики. Ценности демократии неприкосновенны. МЫ будем бороться против посягательства власти на права человека, свободу слова, свободное предпринимательство, зафиксированное в конституции государственное устройство и другие завоевания демократии. Все слои населения должны чувствовать себя защищёнными, а для этого необходим, прежде всего, независиМЫй от исполнительной власти парламент и прямые выборы местной власти. МЫ утверждаем, что гражданское общество, частью которого МЫ являемся, это не пятая колонна, стремящаяся развалить страну на части, а непременное условие развития современного, цивилизованного общества. МЫ настаиваем, что российские спецслужбы должны прекратить давление на гражданское общество и заняться исполнением своих прямых обязанностей, таких как обезвреживание террористов.» (из Манифеста)
Характерные акции:
Организация единой Транснациональной демократической сети стран СНГ (с августа 2005)
Андеграунд-демонстрация «Демократический ликбез» в метро (Москва, 18 июля 2005)
Акция-перформанс против милицейского произвола у стен МВД (Москва, 25 июня 2005)
Шествие в знак протеста против отмены отсрочек от армии (Москва, 11 июня 2005)
Еженедельный сбор вещей и средств для детских домов (Москва)
Медиа-влияние: периодическое внимание либеральных сетевых СМИ
Финансирование: добровольные
взносы членов движения
Материнская организация:
Сайт: http://wefree.ru/
Контакты: weinfo@yandex.ru
Комментарий: Очередной клон полувиртуальных карликовых партий в стиле «оранж». Относит себя ко всевозрастным движениям.


«Пора!»

Цель движения:
Неформальный лидер: Станислав Яковлев
Руководящий орган:
Основание: 25 января 2005 года
Официальная численность:
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовый документ: Манифест партии
Девиз:
Самопозиционирование: «Безлидерная непартийная политическая организация, объединяющая людей с самыми разными политическими взглядами, но убежденных в том, что нынешняя власть во главе с президентом Путиным и его чекистским окружением намеренно ведет страну к кровавой диктатуре под почвенническими и ура-патриотическими лозунгами
Пример риторики: «На нас лежит ответственность за будущее России. Вместе мы обязаны предотвратить продолжение политики, проводимой нынешней властью, одновременно не допустив дезинтеграции страны или потери ее суверенитета. Мы должны провести опережающую и абсолютную модернизацию всех сторон российской действительности основываясь на конструктивной и реалистичной идеологии и эффективных технологиях. Начать модернизацию с самих себя — вот главная наша задача.» (из Манифеста)
Характерные акции:
«Заберите! Это — ваше! Мы не куклы!» (кукла Путина подбрасывалась к офисам «Единой России») (Москва, 02 февраля 2005)
Протест против отмены отсрочки от службы в армии (повязывали оранжевые ленточки на дверях военкоматов) (Москва, 26 января 2005)
Медиа-влияние: спорадическое
Финансирование:
Материнская организация:
Сайт: http://www.pora-info.com/
Контакты:
Комментарий:


«ДА!»

Демократическая Ассоциация
Цель движения: сохранение нынешней власти с резервацией политико-экономического курса
Неформальный лидер: Мария Гайдар.
Руководящий орган:
Основание: весна 2005 года
Официальная численность:
Региональная сеть:
Структура: сетевая
Базовый документ: Декларация
Девиз:
Самопозиционирование: «Это горизонтальная сетевая структура. У нас нет лидера. Мы не делим посты, мы реализуем проекты. У проекта есть координатор. Каждый отвечает за свою часть проекта, которую он добровольно взялся вести
Пример риторики: «Основная стратегическая цель Демократической ассоциации «Да!» — построение в России гражданского общества. Мы не боремся с врагами. Мы хотим решать конкретные проблемы, которые нас волнуют в нашей стране: цензура, произвол милиции, национальная нетерпимость, коррупция в ВУЗах, проблемы армии. Мы — новое свободное поколение. На нас не давит опыт советского прошлого, и мы не привыкли бояться. Нас принято считать пассивными и циничными. Власть думает, что мы все «ИХ», и что нас можно по указке водить вместе куда угодно — как послушное стадо. Они заблуждаются. На самом деле, мы не равнодушны к судьбе своей страны и к своему будущему. Мы умеем думать, и нам стыдно за то, что происходит в России в последнее время…» (из прокламаций)
Характерные акции:
Акция против коррупции в ВУЗах (Москва, 03 июля 2005)
«Я свободен: Я забыл, что значит страх!» (в поддержку Ходорковского) (Москва, 12 июня 2005)
«Рейд общественного контроля за милицией» (Москва, 07 июня 2005)
Медиа-влияние: постепенная раскрутка в СМИ, в том числе западных, в рамках общего интереса ко всему «оранжевому» с фокусировкой на лидере.
Финансирование: со стороны структур, близких к СПС
Материнская организация:
Сайт: http://www.daproject.ru
Контакты: daproject@narod.ru
Комментарий: «Карманная» карликовая организация М. Гайдар, раскручивающая ее как «политика нового поколения».


«Молодежное Правозащитное Движение (МПД)»

Цель движения: идеологическое влияние на власть
Руководитель: Андрей Юров
Руководящий орган: Координационный Совет
Основание: апрель 1999 года
Официальная численность: 500 активистов
Региональная сеть: 40 регионов России + страны СНГ и Европы
Структура: сетевая
Базовые документы:
Девиз:
Самопозиционирование: «МПД — это молодые люди и молодежные организации, объединившиеся для формирования нового поколения правозащитников; утверждения принципов Прав Человека и общечеловеческих ценностей; развития эффективных общественных механизмов защиты Прав и Свобод.
Пример риторики: «Нет никакого смысла комментировать совершенно справедливые постулаты «Левого поворота». Вот только так и хочется вставиться с такой неуместной репликой о том, что анализ ситуации и середины 90-х годов и нынешней — все равно делается человеком (людьми?), знающим не положение провинциальных учителей, а веяния внутри «садового кольца». Поворот к авторитаризму, по мнению многих правозащитников, начался вовсе не в 1996-м году (это так кажется с позиции небедных подписантов обращения «Выйти из тупика!»), а в конце 1994-го, с началом первой Чеченской. Именно тогда культ силы, пропаганда милитаризма и полное неуважение к правам человека стали элементом «либеральной и демократической» власти.» (Из статьи А. Юрова)
Характерные акции:
«Твое Право НЕ воевать (За Альтернативную Службу — Против Альтернативной Каторги)»
Просветительская кампания: антифашизм и толерантность 2003-2005 (при поддержке:
Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров)
Европейские проекты и семинары
Медиа-влияние: минимальное, редкое внимание либеральных СМИ в момент информповодов
Финансирование: гранты
Материнская организация:

Сайт: http://yhrm.hrworld.ru/
Контакты:
Комментарий: Молодежное крыло сети либеральных правозащитных организаций, завязанное на международные центры.


«СтопКран»

Цель движения: «разрушение стереотипов и мифов в сознании граждан России, созданных пропагандистской машиной власти» (из декларации движения)
Ведущий: Аскар Туганбаев
Руководящий орган:
Основание: март 2005 года
Официальная численность:
Региональная сеть:
Структура:
Базовый документ:
Девиз: «Нет манипуляциям власти!»
Самопозиционирование: «Наш ответ на попытки запугать всех чеканным шагом и здоровым кулаком неофашистов, скинхедов и футбольных фанатов - создание молодежного движения "СтопКран" - объединения молодых людей с разными взглядами, вкусами и идеями, в стремлении помочь соотечественникам разрушить ментальные барьеры и образы, навязанные пропагандой, в поиске собственного видения ситуации и формировании собственной точки зрения на те или иные события, затрагивающие всех россиян.»
Пример риторики
: «Федеральные телеканалы и центральные СМИ по указке Кремля или в порыве испуганной самоцензуры формируют в головах у россиян виртуальную реальность - искусственное представление о состоянии страны и происходящих в ней событиях. При этом такой вариант реальности представляется ими как единственно верный и возможный, а все несогласные однозначно записываются во врагов России, фашистов и в прозападных пособников потери государственного суверенитета страны. В этих условиях власть для защиты собственной идеологической модели общества создает молодежные общественные движения ура-патриотического толка с фашистской идеологией и военной внутренней организацией. Их командиры предполагают, что марширующие бравые колонны бритоголовых недоучек, необремененных сомнениями и раздумьями о будущем страны, могут напугать и подавить любые попытки инакомыслия в среде нового поколения, ответственного за развитие России и готового принять активное участие в реформировании государственного устройства.» (из декларации движения)
Характерные акции:
Отправка брошюры с уголовно-процессуальным кодексом генпрокурору Устинову в день начала объявления приговора Ходорковскому (Москва, 16 мая 2005)
Медиа-влияние: минимальное
Финансирование: партийное
Материнская организация: «Наш выбор» И. Хакамады
Сайт: http://www.stopkran.ru/
Контакты: askar@tuganbaev.ru
Комментарий: Несколько человек, приходящих на либеральные акции в оранжевых строительных робах.

Hosted by uCoz